«Давид Бурлюк очень интересный художник. Популярным он стал еще при жизни, его творчеством восхищаются в Америке. Интересно, что россияне считают Бурлюка своим художником, отцом российского футуризма. И хотя большую часть жизни он провел за пределами Родины, всегда чувствовал себя Украинцем и писал «Мой колорит глубоко национально украинский». Наверное, как и у каждого другого коллекционера, у меня дома ограниченная площадь стен. Но любое произведение искусства, по моему мнению, не должно просто лежать где-то в хранилище, его должны видеть люди. Не менее важно найти правильное место для конкретного предмета. Теперь Бурлюк - дома », - отметил коллекционер и меценат Эдвард Ходорковский.
Давид Бурлюк «Брюнетка». 1930. Бумага, тушь, кисть, сангина, уголь, 29 × 22 см (в свету). В левом нижнем углу авторская дата и подпись тушью: «3 дек. 1930 / Burliuk ».
Шевченко Александр Васильевич (1883-1948) «Пейзаж. Париж ». 1900-е. Картон, цветные карандаши, 13,5 × 7,5 см. Без подписи.
В Музее украинской диаспоры такому подарку очень радуются, поскольку ранее в их коллекции не было ни одной работы Давида Бурлюка, как, собственно, и Оксаны Павленко. Как отметила директор Музея Оксана Пидсуха, «Портрет Брюнетки» вместе с подаренными пластинками будут размещены в экспозиции и основательно исследоваться.
«Каждый подаренный экспонат - уникальный. Сами мы не можем приобретать такие артефакты, в бюджете музея на это нет средств. Вместе с тем без пополнения фондов Музей украинской диаспоры не может развиваться. В наших амбициозных планах - дальнейшее пополнение музейного собрания произведениями Александра Архипенко, Якова Гниздовского, Василия Курилика, того же Давида Бурлюка - художниками-эмигрантами мирового уровня.
Мы очень ценим и лелеем отношения с дарителями нашего музея, осознаем, что каждый подарок - это проявление глубокого доверия к нашей музейной команде. Это вдохновляет, но также и накладывает большую ответственность. Отдавая ценный артефакт в музей, коллекционер должен быть уверен, что драгоценные предметы попадут в надежные руки, будут сохранены и доступны для людей », - говорит директор Музея украинской диаспоры Оксана Пидсуха.
Возвращаясь к картине Давида Бурлюка «Брюнетка» (1930), скорее всего на нем изображена его жена Маруся, которая стала его сподвижницей по жизни. Портрет принадлежит к американскому периоду художника, в это время он так часто писал жену, что любая другая женщина, которую он изображал, становилось подобной ей. Некоторое сходство Маруси с портретом прослеживается по ее фотографии. В общем Давид Бурлюк был очень плодовитым художником и создал более 20 000 картин, иллюстрировал сборники поэтов-футуристов. В конце концов, благодаря Бурлюку как поэт состоялся Владимир Маяковский.
Журнал «Цвет и рифма» №№35-36, 1958 США. Издатель - Давид Бурлюк.
Также среди подаренных меценатом артефактов - два редких экземпляра журнала «Цвет и рифма» (№35-36), датированых 1958 годом. Этот журнал Давид Бурлюк вместе с женой издавал небольшим тиражом в США с начала 1930-х до конца своей жизни. Это, в частности, расширяет представление о деятельности художника в Америке. Журнал выходил на английском и русском языках, объемом от 4 до 100 страниц. В основном в нем содержались репродукции живописных работ и рисунков, стихи, фотографии, статьи и рецензии самого Бурлюка, страницы дневника его жены 1930-х годов, а также статьи о других мастеров искусства и репродукции их произведений.
Оксана Павленко "Натюрморт с дыней" 1930-е. Картон, масло, 38,5 × 34,5 см.
Оксана Павленко, чей «Натюрморт с дыней» (1930-х годов) также отныне будет храниться в Музее украинской диаспоры, - последняя из когорты «уцелевших» художников-бойчукистов. К сожалению, ее станковых и монументальных живописных работ сохранилось немного. Хотя материала для изучения графического наследия художницы достаточно. Оксана Павленко единственная из учеников Николая Бойчука, кто не был репрессирован. Ей повезло уехать из Украины и избежать расстрела, художницу спасла преподавательская работа в Москве, где она прожила всю последующую жизнь.
Игорь Сикорский - на 20-м ежегодном мемориальной ужина братьев Райт 14 декабря 1967. Винил. 1982.
Украинская республиканская капелла "Ой, в поле Баришполи". 1922. винил. The Brunswick-Balke-Collender Company.
Важными для коллекции Музея украинской диаспоры стали также подаренные пластинки: Украинской республиканской капеллы Александра Кошица, записанной в 1922 году американской компанией Brunswick, и винил с записью выступления авиаконструктора Игоря Сикорского на торжествах по случаю 20-летия основания американской компании братьев Райт в 1967 году.
«Пластинка 1922 года - действительно уникальная. Это один из первых винилов Украинской республиканской капеллы под руководством Александра Кошица, выдающегося хормейстера, дирижера и композитора. На ней записаны песни «Ой, в поле Баришполи» в обработке Кошица и «Верховина» Николая Лысенко. Напомню, что в 1919 году капелла в составе 80 человек отправилась в европейское турне. Кошиц открыл миру украинскую музыкальную культуру, благодаря ему весь мир сейчас поет нашего «Щедрика», - отметила Оксана Пидсуха. «Этот экспонат также будет представлен в нашей новой постоянной экспозиции. Сейчас она находится в стадии монтажа, но вскоре будет открыта для посетителей », - отметила Оксана Пидсуха.
Серж Лифарь "La Danse" с автографом, 1938. Париж, Denoël
Александра Москалюк, которая является одной из продюсеров будущего фильма, на счету которой много успешных кино и телепроектов, в том числе сериал «Гвардия», отметила, что сценарий фильма «Украинский авангард» был представлен на конкурсную программу Украинского культурного фонда и, учитывая его общественную важность и актуальность, команда проекта надеется на его поддержку. Съемки фильма планируют начать летом, а показать его зрителям уже осенью. В Украине ленту будет транслировать «5-й канал».
Попутно Эдвард Ходорковский проанонсировал выставку акварелей художника-абстракциониста Василия Кандинского из собственной коллекции «Василий Кандинский. Фигуративная свобода». Она откроется 6 апреля в Художественном центре «Шоколадный дом». В экспозицию войдут 15 из 43 эскизов из найденного этюдника из Баухауза, созданного художником в 1922 году в Веймаре, Германии. Этот Скетчбук Эдвард Ходорковский приобрел 15 лет назад у американского коллекционера русского искусства. Однако альбом не имел провенанса.Фото: предоставлены Музеем украинской диаспоры и коллекционером Эдвардом Ходорковским.
https://antikvar.ua/tvory-mytsiv-emigrantiv-v-muzei-diaspory/