m+a global architects — международная проектная организация.
Полный комплекс услуг архитектурно-инженерного проектирования с 1982 г.
Российское подразделение ООО «ГорПроект»
Заказать звонок
m+a global architects - Делимся с вами тем, что нам интересно!

КОЛЛЕКЦИЯ МУЗЕЯ УКРАИНСКОЙ ДИАСПОРЫ ПОПОЛНИЛАСЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ХУДОЖНИКОВ-ЭМИГРАНТОВ ХХ ВЕКА

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИЗ СОБСТВЕННОЙ КОЛЛЕКЦИИ ПОДАРИЛ КОЛЛЕКЦИОНЕР И ФИЛАНТРОП ЭДВАРД ХОДОРКОВСКИЙ. СРЕДИ РАРИТЕТНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА И ИСТОРИЧЕСКИХ АРТЕФАКТОВ, ПРИБЫВШИХ В МУЗЕЙ ИЗ-ЗА РУБЕЖА, ПОРТРЕТ АВТОРСТВА ХУДОЖНИКА-АВАНГАРДИСТА С МИРОВЫМ ИМЕНЕМ ДАВИДА БУРЛЮКА, НАТЮРМОРТ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНИЦЫ ШКОЛЫ БОЙЧУКИСТОВ ОКСАНЫ ПАВЛЕНКО И ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА ОДНОГО ИЗ ОСНОВАТЕЛЕЙ ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ЦЕХ ЖИВОПИСЦЕВ» АЛЕКСАНДРА ШЕВЧЕНКО. 

ТАКЖЕ СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ МУЗЕЯ МЕЦЕНАТ ПРИОБРЕЛ ПЕРВОЕ ИЗДАНИЕ КНИГИ СЕРЖА ЛИФАРЯ «ТАНЕЦ», С АВТОГРАФОМ АВТОРА, ДВА ЭКЗЕМПЛЯРЫ ЖУРНАЛОВ «ЦВЕТ И РИМА», КОТОРЫЕ ВЫДАВАЛ БУРЛЮК В НЬЮ-ЙОРКЕ, А ТАКЖЕ ДВЕ ВИНИЛОВЫЕ ПЛАСТИНКИ: УКРАИНСКОЙ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ КАПЕЛЛЫ АЛЕКСАНДРА КОШИЦА (1923) И ЗАПИСЬ ВЫСТУПЛЕНИЯ АВИАКОНСТРУКТОРА ИГОРЯ СИКОРСКОГО (1967).

Коллекционировать произведения искусства директор международной архитектурной компании «m + a global architects» Эдвард Ходорковский начал около 20 лет назад. Круг его заинтересованности сосредоточился преимущественно на русском и украинском авангарде, в частности, творчества представителей украинской диаспоры и тех, чья судьба была тесно связана с Украиной. Сначала Эдвард Ходорковский коллекционировал более доступные графические произведения, потом начала появляться масляная живопись. За годы удалось собрать довольно большую и интересную коллекцию, в которой, среди прочего, вошли Марк Шагал, Наталия Гончарова, Михаил Ларионов, Борис Свешников, Константин Сомов, Леон Бакст, Петр Кончаловский, Василий Кандинский, Казимир Малевич, Александр Родченко, Филипп Малявин, Борис Яковлев, Александр Зверев, Лев Межберг, Саша Молдован, Шимон Окштейн, Юрий Красный и др.

«Давид Бурлюк очень интересный художник. Популярным он стал еще при жизни, его творчеством восхищаются в Америке. Интересно, что россияне считают Бурлюка своим художником, отцом российского футуризма. И хотя большую часть жизни он провел за пределами Родины, всегда чувствовал себя Украинцем и писал «Мой колорит глубоко национально украинский». Наверное, как и у каждого другого коллекционера, у меня дома ограниченная площадь стен. Но любое произведение искусства, по моему мнению, не должно просто лежать где-то в хранилище, его должны видеть люди. Не менее важно найти правильное место для конкретного предмета. Теперь Бурлюк - дома », - отметил коллекционер и меценат Эдвард Ходорковский.

Давид Бурлюк «Брюнетка». 1930. Бумага, тушь, кисть, сангина, уголь, 29 × 22 см (в свету). В левом нижнем углу авторская дата и подпись тушью: «3 дек. 1930 / Burliuk ».


Шевченко Александр Васильевич (1883-1948) «Пейзаж. Париж ». 1900-е. Картон, цветные карандаши, 13,5 × 7,5 см. Без подписи.


В Музее украинской диаспоры такому подарку очень радуются, поскольку ранее в их коллекции не было ни одной работы Давида Бурлюка, как, собственно, и Оксаны Павленко. Как отметила директор Музея Оксана Пидсуха, «Портрет Брюнетки» вместе с подаренными пластинками будут размещены в экспозиции и основательно исследоваться.

«Каждый подаренный экспонат - уникальный. Сами мы не можем приобретать такие артефакты, в бюджете музея на это нет средств. Вместе с тем без пополнения фондов Музей украинской диаспоры не может развиваться. В наших амбициозных планах - дальнейшее пополнение музейного собрания произведениями Александра Архипенко, Якова Гниздовского, Василия Курилика, того же Давида Бурлюка - художниками-эмигрантами мирового уровня.

Мы очень ценим и лелеем отношения с дарителями нашего музея, осознаем, что каждый подарок - это проявление глубокого доверия к нашей музейной команде. Это вдохновляет, но также и накладывает большую ответственность. Отдавая ценный артефакт в музей, коллекционер должен быть уверен, что драгоценные предметы попадут в надежные руки, будут сохранены и доступны для людей », - говорит директор Музея украинской диаспоры Оксана Пидсуха.

Возвращаясь к картине Давида Бурлюка «Брюнетка» (1930), скорее всего на нем изображена его жена Маруся, которая стала его сподвижницей по жизни. Портрет принадлежит к американскому периоду художника, в это время он так часто писал жену, что любая другая женщина, которую он изображал, становилось подобной ей. Некоторое сходство Маруси с портретом прослеживается по ее фотографии. В общем Давид Бурлюк был очень плодовитым художником и создал более 20 000 картин, иллюстрировал сборники поэтов-футуристов. В конце концов, благодаря Бурлюку как поэт состоялся Владимир Маяковский.

Журнал «Цвет и рифма» №№35-36, 1958 США. Издатель - Давид Бурлюк.


Также среди подаренных меценатом артефактов - два редких экземпляра журнала «Цвет и рифма» (№35-36), датированых 1958 годом. Этот журнал Давид Бурлюк вместе с женой издавал небольшим тиражом в США с начала 1930-х до конца своей жизни. Это, в частности, расширяет представление о деятельности художника в Америке. Журнал выходил на английском и русском языках, объемом от 4 до 100 страниц. В основном в нем содержались репродукции живописных работ и рисунков, стихи, фотографии, статьи и рецензии самого Бурлюка, страницы дневника его жены 1930-х годов, а также статьи о других мастеров искусства и репродукции их произведений.

Оксана Павленко "Натюрморт с дыней" 1930-е. Картон, масло, 38,5 × 34,5 см.


Оксана Павленко, чей «Натюрморт с дыней» (1930-х годов) также отныне будет храниться в Музее украинской диаспоры, - последняя из когорты «уцелевших» художников-бойчукистов. К сожалению, ее станковых и монументальных живописных работ сохранилось немного. Хотя материала для изучения графического наследия художницы достаточно. Оксана Павленко единственная из учеников Николая Бойчука, кто не был репрессирован. Ей повезло уехать из Украины и избежать расстрела, художницу спасла преподавательская работа в Москве, где она прожила всю последующую жизнь.

Игорь Сикорский - на 20-м ежегодном мемориальной ужина братьев Райт 14 декабря 1967. Винил. 1982.


Украинская республиканская капелла "Ой, в поле Баришполи". 1922. винил. The Brunswick-Balke-Collender Company.


Важными для коллекции Музея украинской диаспоры стали также подаренные пластинки: Украинской республиканской капеллы Александра Кошица, записанной в 1922 году американской компанией Brunswick, и винил с записью выступления авиаконструктора Игоря Сикорского на торжествах по случаю 20-летия основания американской компании братьев Райт в 1967 году.

«Пластинка 1922 года - действительно уникальная. Это один из первых винилов Украинской республиканской капеллы под руководством Александра Кошица, выдающегося хормейстера, дирижера и композитора. На ней записаны песни «Ой, в поле Баришполи» в обработке Кошица и «Верховина» Николая Лысенко. Напомню, что в 1919 году капелла в составе 80 человек отправилась в европейское турне. Кошиц открыл миру украинскую музыкальную культуру, благодаря ему весь мир сейчас поет нашего «Щедрика», - отметила Оксана Пидсуха. «Этот экспонат также будет представлен в нашей новой постоянной экспозиции. Сейчас она находится в стадии монтажа, но вскоре будет открыта для посетителей », - отметила Оксана Пидсуха.

Серж Лифарь "La Danse" с автографом, 1938. Париж, Denoël


К слову, о художниках, которые по разным причинам вынуждены были покинуть Украину и творить за ее пределами, Эдвард Ходорковский также инициировал создание документального фильма «Украинский авангард». Фильм о художников, среди которых: Кандинский, Бурлюк, Экстер, «бойчукисты» и другие, станет началом документального цикла о выдающихся украинсцах, которые достигли определенных успехов и признания за рубежом, однако не утратили украинской идентичности. Сценаристом и режиссером картины стал Андрей Руденко.
«Идея фильма принадлежит Эдварду Ходорковскому, я присоединился к проекту, когда уже была сформирована концепция. Это будет телевизионная документальная лента, посвященная представителям украинского авангарда за период с начала ХХ века и до шестидесятников. Съемки планируются в Украине, Франции и Канаде. Господин Эдвард очень помогает с подготовкой: договаривается об интервью с иностранными специалистами и частично берет на себя расходы за съемочный процесс, а также консультирует по подробностям жизни представителей украинского авангарда за рубежом. Нередко он показывал такие материалы, которые просто невозможно найти в сети», - отметил режиссер фильма «Украинский авангард» Андрей Руденко.

Александра Москалюк, которая является одной из продюсеров будущего фильма, на счету которой много успешных кино и телепроектов, в том числе сериал «Гвардия», отметила, что сценарий фильма «Украинский авангард» был представлен на конкурсную программу Украинского культурного фонда и, учитывая его общественную важность и актуальность, команда проекта надеется на его поддержку. Съемки фильма планируют начать летом, а показать его зрителям уже осенью. В Украине ленту будет транслировать «5-й канал».

Попутно Эдвард Ходорковский проанонсировал выставку акварелей художника-абстракциониста Василия Кандинского из собственной коллекции «Василий Кандинский. Фигуративная свобода». Она откроется 6 апреля в Художественном центре «Шоколадный дом». В экспозицию войдут 15 из 43 эскизов из найденного этюдника из Баухауза, созданного художником в 1922 году в Веймаре, Германии. Этот Скетчбук Эдвард Ходорковский приобрел 15 лет назад у американского коллекционера русского искусства. Однако альбом не имел провенанса.
«Мы с моим нью-йоркским партнером потратили почти 15 лет на атрибуцию и всевозможные искусствоведческие и технологические экспертизы этих графических работ у известных европейских и американских специалистов и в учреждениях. В частности, книга прошла исследования в нью-йоркском Музее Метрополитен, в Чикаго, в Третьяковской галерее в Москве ... », - пояснил Эдвард Ходорковский.
Эти многочисленные научные исследования послужили основой для создания англоязычной книги «Kandinsky: The Rediscovered Bauhaus Sketchbook», которая раскрывает подробности упомянутого периода творчества абстракциониста и содержит много интересного о самих эскизах. Соавторами книги стали искусствоведы Рейнольде Геллер, Мария Валяева, Дмитрий Горбачев, Лиза Флорман и Вияна Нуно.

Фото: предоставлены Музеем украинской диаспоры и коллекционером Эдвардом Ходорковским.

https://antikvar.ua/tvory-mytsiv-emigrantiv-v-muzei-diaspory/

благотворительность события
Made on
Tilda