m+a global architects
m+a global architects - Делимся с вами тем, что нам интересно!

РЕНЦО ПЬЯНО: Я СОЗДАЮ ПРОСТРАНСТВО ИЗ СВЕТА

ГЭС-2 - выведенная из эксплуатации электростанция. Одна из старейших электростанций г. Москвы. До 2015 – это был мёртвый участок между Болотной площадью и «Красным Октябрём» со сваленным за забором строительным мусором. Но в 2021 году здесь появился новый московский культурный центр. Он мог бы стать очередным, если бы за переосмысление территории не взялась мировая звезда архитектуры, автор парижского Центра Помпиду Ренцо Пьяно.
В связи с открытием этой новой мекки современного искусства, расскажем о ней и ее авторе в рамках нашей рубрики «Великие архитекторы современности».

Биография
(по материалам официального сайта мастерской www.rpbw.com, Википедии, kommersant.ru)

 Ренцо Пьяно родился 14 сентября 1937 года в Генуе в семье потомственных строителей. В юности изучал аэродинамику, планеры и автомобили, учился архитектуре в Генуе и Лондоне. В 1964 году Ренцо Пьяно закончил архитектурную школу Миланского Политихнического Института. В 1971 году он основал бюро "Piano & Rogers" совместно с английским архитектором Ричардом Роджерсом. В 1977 году в соавторстве с Роджерсом Ренцо Пьяно построил в Париже Центр Помпиду - здание, все функционирующие устройства которого были впервые вынесены на фасад. С тех пор в архитектуре начался стиль хай-тек, в котором Пьяно - один из главных законодателей. Профессиональная карьера Ренцо Пьяно служит наглядным пособием по изучению эволюции этого стиля — от архаической простоты и строгости до позднего маньеризма, знаменующего конец эпохи.
В 1977 Ренцо Пьяно открыл новую фирму - "l’Atelier Piano & Rice" - вместе с инженером Питером Райсом. Это сотрудничество просуществовало до смерти Райса в 1993 году. Тогда появилось сегодняшнее бюро Ренцо Пьяно - Renzo Piano Building Workshop, с офисами в Париже и Генуе, с персоналом в 100 специалистов.
    В 2006 году Ренцо Пиано вошёл в список 100 самых влиятельных людей мира по версии журнала Time.

ГЭС-2.
В 2017 началось проектирование ГЭС-2. Этот проект перекликается с Центром Помпиду: архитектор задумал сделать инженерные коммуникации частично видимыми, но уже в более мягкой и ненавязчивой форме. ГЭС задумывался как уникальный образовательный и арт-центр в Москве. Заказчиком выступил фонд развития современного искусства V-A-C, принадлежащий российскому бизнесмену и меценату Леониду Михельсону. В августе 2021 года объект «Дом культуры ГЭС-2» был сдан в эксплуатацию.

 Проект, по признанию Ренцо, стал уникальным и для России, и для мирового, и для его собственного опыта, но и предельно трудоемким. Нужно было не просто создать нечто современное, технологичное и креативное, но при этом полностью сохранить историю места в идейном и бытийном плане:
«В этом проекте я вижу не просто формальную архитектурную задачу, а создание территории для москвичей, где они будут встречать друг друга и понимать, что их объединяют общие ценности. Это может быть любовь к еде, немецкой музыке или современному искусству… Я хочу вырастить в центре Москвы новый лес. У леса, как может показаться, нет особенно полезной функции — он просто дарит красоту, а красота иногда способна изменить мир».

«ГЭС-2» — это переосмысление идеи русских народных домов, возникших в конце XIX века, предвосхитивших дома культуры и не утративших актуальность. Их основная задача заключалась в том, чтобы приобщить людей к активному участию в культурных процессах, сделать искусство частью повседневного опыта. С той же целью «ГЭС-2» ставит в центр своей деятельности не художественное произведение, а зрителя. 
Дома культуры стали первым примером того, что одно учреждение может одновременно выполнять функции библиотеки, галереи, театра, творческих мастерских, концертного зала, музея, кинотеатра и даже школы. Так удалось решить сложную задачу — сделать основные культурные практики доступными предельно широкой публике, предложить ей место, где возникнет импульс к творческой деятельности, уже не элитарной, а свойственной каждому.
Так, закрытое здание электростанции начала XX века превратилось в открытое городское пространство. Огромные витражи делают границу города и «ГЭС-2» прозрачной. Весь первый этаж спроектирован единым — здесь нет выставочных помещений.
Внутри Дом культуры «ГЭС-2» напоминает пространственную скульптуру из лестниц, лифтов, галерей, навесов и парящих над Проспектом платформ. Он мгновенно открывается на обозрение входящему посетителю.
Исторический облик ГЭС-2 максимально сберегли и восстановили. Оригинальные конструкции - от несущих металлических колонн и лестниц до кровельных ферм инженера Владимира Шухова - сохранены. Здание очистили от пристроек, а территорию — от ветхих корпусов, появившихся в советское время. В ходе этих работ случайно обнаружили помещения XIX века, принадлежавшие известному фабриканту Ивану Смирнову. Теперь в них расположен Центр художественного производства «Своды».

Дом культуры «ГЭС-2» спроектирован в соответствии с принципами устойчивой архитектуры. Четыре стальные трубы захватывают чистый воздух на высоте 70 м и закачивают его в вентиляционную систему здания, для технических целей используется отфильтрованная дождевая вода. Увидев в электростанции сходство с базиликой, Ренцо Пьяно решил превратить ее в «храм света» и сделать крышу стеклянной, в нее встроены солнечные батареи, которые частично обеспечивают здание необходимой электроэнергией.
Москвичей радует, что вместо дыма в небе – теперь здесь мастерские, кино и выставки. Мы тоже очень рекомендуем посетить это новое место силы в нашем городе.

Лучшие работы архитектора

Центр Жоржа Помпиду (1977)

Центр Помпиду был возведен в 1977 году. Музей отличается своей необычной архитектурой: здание словно вывернуто наизнанку. Постройка вызвала неоднозначные реакции в 1970-х годах, но тем не менее послужила олицетворением начала эпохи высоких технологий во Франции. Сейчас Центр Помпиду является самым большим музеем современного искусства в Европе.

Культурный центр имени Жан-Мари Тжибау (1991–1998)

Культурный центр расположен в Новой Каледонии, особом административно-территориальном образовании Франции. Он был задуман, чтобы снизить этническую напряженность между местным населением и европейцами.

Аэропорт Кансай в Японии (1984–1988)

Когда объявили конкурс на проект нового аэропорта Кансай, Пьяно попросил разрешения приехать на место и немного походить там с сигарой. Заказчики смутились, но с утра все же повезли Пьяно на морскую прогулку. Было свежо. Немного качало. “Где же будет аэропорт?” - спросил Пьяно. “Здесь”, - улыбнулись японцы. В результате сверкающая стальная кровля терминала выглядит как изгиб волны. Аэропорт планировали строить на искусственном острове, которого до начала проекта еще не было. Здание выдержало землетрясение силой 7 баллов по шкале Рихтера, а также разрушительный тайфун.

Центр Пауля Клее (2005)

Здание имени швейцарского скульптора. Музей состоит их трех павильонов, чьи силуэты повторяют контуры альпийских холмов.

Небоскреб The Shard в Лондоне (2012)

Cамое высокого здание в Великобритании — The Shard (“Осколок”). Здание в форме пирамиды, полностью облицованное прозрачным стеклом. На 72 этажах располагаются офисы, зеленые зоны, жилые квартиры, рестораны и отель. И конечно, смотровая площадка на высоте 240 м.

Музей естествознания Muse (2013)

 Музей естествознания Muse, наклонные формы которого повторяют очертания близлежащих гор. Музей со всех сторон окружают искусственные бассейны, эффектно подчеркивая ночную подсветку здания.




Made on
Tilda