Россию хорошо сравнивать с США и Западной Европой, когда речь идет об измерении роста розничного сектора и возврата на инвестиции (ROI). Страна, которая является Европейским лидером по строительству торговых помещений, по заявлению компании Cushman and Wakefield, все еще сильно отстает от Запада по количеству квадратных метров ретейла на душу населения.
До недавнего времени недостаток качественных торговых площадей сильно ощущался не только в городах с населением в 300-400 тысяч человек, но и в городах-миллионниках. Постепенно интерес ретейлеров и девелоперов все более и более перефокусируется с перенасыщенной Москвы в центр России. В стране расположено более 42 городов с населением в 500 000 человек и более, что дает возможность значительного расширения вглубь страны.
В настоящее время стабильная рентабельность инвестиций демонстрируется торговыми центрами, как в Москве, так и за ее пределами. Согласно CBRE, сектор премиальной ренты (то есть, самый высокий уровень арендной платы на открытом рынке, который можно ожидать) ежегодно зарабатывает 9% в Москве и немного выше в регионах. Эти здоровые результаты вытекают, по крайней мере отчасти, из того факта, что торговые центры в России не сталкиваются в полной мере с проблемами, какие присутствуют на рынках Соединенных Штатах и Западной Европы. На Западе торговые центры должны бороться с широким выбором потребительских возможностей розничной доставки, в том числе, в первую очередь, через интернет и продажи в каталогах. В отличие от этого, из-за плохой почтовой службы, лимитированной возможности использования кредитных карт и просто отсутствия потребительского доверия, российские покупатели с меньшим количеством опций предпочитают покупку в реальных, а не виртуальных магазинах.
Очевидно, что российские центры в гораздо меньшей степени борются с конкуренцией, как их коллеги на Западе. Из-за того, что предложение на западе, всегда опережает спрос, западные центры вынуждены предоставлять стимулы, помимо географической доступности к ТРЦ. Нередко, покупатели проезжают мимо нескольких центров, чтобы добраться до другого места розничной торговли с более привлекательным набором услуг. Как только клиенты зашли в ТЦ, следующая задача — задержать их там как можно дольше. На сегодняшнем рынке ТЦ не может рассчитывать на выживание, если клиент просто припарковался, вошел в один магазин, купил определенный товар и уехал. У потребителей должен быть повод остаться и воспользоваться всем, что может предложить центр.
Российские мега молы аналогичны тем, что строились в США в 1980-х и 1990-х годах, но с более дорогими отделочными материалами и новейшими технологиями. Несколько этажей заполнены рядами и рядами витрин, прерывающимися кинотеатрами и фуд-кортами, с ресторанами, разбросанными по всему ТЦ. Но посетитель может лишь догадываться — что находится за следующим углом. Что заставило бы покупателя хотеть продолжать исследовать, когда этот аспект многих российских центров обусловлен только необходимостью найти конкретный магазин или эскалаторы?
Поскольку конкуренция и возможности для глобальной экспансии продолжают расти в России, необходимость переосмысления дизайна торговых центров становится очевидной. Имея выбор, покупатели могут быть более избирательными в отношении того, как и где они проводят свое время. Каким образом девелоперы ТЦ должны привлечь интерес независимых молодых людей, которые являются генератором будущих прибылей?
По этой причине западные и российские разработчики стараются пользоваться профессиональными услугами западных архитекторов и инженеров, имеющих многолетний опыт в проектировании торговых центров. По мнению местных экспертов, иностранцев по-прежнему интересует российская коммерческая недвижимость. Самое главное, они по-прежнему проявляют большой интерес к офисным помещениям, торговым центрам и складам, несмотря на всю напряженность, которая сложилась в мире в последнее время. Слияние западного опыта и знание российских норм и культурных традиций, несомненно, является главной составляющей создания успешного торгового центра в России.