В этом цикле статей мы рассказываем о современных стилях архитектуры. В предыдущей публикации речь шла о модернизме. Следующий за модернизмом стиль — постмодернизм, основная черта которого это отказ от примата функции и возврат к использованию элементов традиционных исторических стилей.
Постмодерни́зм (фр. postmodernisme — после модернизма) — совокупность течений, зародившихся в 1960-х гг., пришедших на смену господствовавшему модернизму. Расцвет стиля начался с 1980-х и продолжается по сей день. Постмодерн — состояние современной культуры, включающее в себя своеобразную философскую позицию, допостмодернистское искусство, а также массовую культуру этой эпохи.
Функционализм модернизма, его стереотипность форм и идей исчерпали себя. Чрезмерный рационализм модернистских решений создавал атмосферу уныния. Время требовало внесение струи оригинальности в каждое творение, созрело отрицание машинности массовых жилищ, в которых формирование внешнего облика здания стало так же рационально детерминированным.
Основные характеристики
Главной целью архитекторов постмодернизма, была задача искоренить все, что принадлежало модернизму. Они попытались гармонизировать архитектуру в соответствии с окружающими искусственной и естественной средами. Был отринут модернистский аскетизм в дизайне, конвейерный подход к созданию облика жилищ и отказ от восприятия классического наследия. Помимо этого использовались различные взгляды нескольких архитекторов для постройки одного здания. Каждый должен был определиться со своим видением и совместить все пожелания вместе, чтоб получилось невозможное.
Во внешней отделке зданий постмодернисты стремились к симметрии и пропорциональности, к выразительной образности строений. Активно внедрялись (возрождались) декорирование стен, барельефы, росписи и пр., заимствованные зачастую из исторических архитектурных традиций. Во главе угла поставлена эстетика, для создания которой архитекторы-постмодернисты не стеснялись заимствовать у исторических стилей, вплоть до принципов построения композиции.
Очень часто для того, чтобы придать архитектуре необычных форм, использовался обман зрения.
Основные принципы архитектурного модернизма:
«подражание» историческим памятникам и «образцам»;
«отсылки» на какой-либо памятник архитектуры в общей композиции или её деталях;
работа в «стилях» (историко-архитектурных);
«обратная археология» — сближение нового объекта со старой строительной техникой;
«повседневность реализма и античности», создаваемой путём известного «принижения» или упрощения применяемых классических форм
Примеры и представители
Рассмотрим для примера высотное здание — Сони-билдинг (Филип Джонсон). В своей основе это обычный манхэттенский небоскреб. Но внизу, там, где лобби, архитектор создает: огромного размера намек на капеллу Пацци Брунеллески, сверху сажает завершение в духе восемнадцативекового чиппендейловского шкафа, окна собирает в разделенные вертикальными полосами нишки, как в небоскребах 1920–1930-х на том же Манхэттене, фасад делает не в стекле и металле, а в «теплом» камне и так далее.
Другие яркие примеры постмодернизма в архитектуре: Музей изящных искусств, Роберт Майер; Канадский музей цивилизации; Национальный стадион в Китае; «Кривой дом» в Сопоте; Пьяцца д’Италия в США; Дом-рояль со скрипкой.
Виднейшие практики постмодернизма: Роберт Вентури, Филип Джонсон, Морис Кюло, Леон Крие, Альдо Росси, Антуан Грюмбах, Чарльз Дженкс и другие.
Заключение
Сегодня, по прошествии полувека с момента появления первых манифестов, постмодернизм «по умолчанию» воспринимается более локальным образом — как архитектурное направление, характерным признаком которого прежде всего является ироническое обыгрывание исторических форм.