
На самом деле, это, где-то «википедическое», определение не сможет со всей глубиной передать сущность почти мистического действа, предваряющего возрождение какого-нибудь исторического здания на знакомой с детства улице родного города, где, как по волшебству, из-за непрезентабельных ремонтных сеток появляется восставшее из руин строение, явно принадлежащее какому-то одному из предыдущих столетий. И, с удивлением вглядываясь в него, начинаешь явственно осознавать, что до тебя в этом городе тоже жили люди, со своими мыслями, чувствами, желаниями и вкусами, а здания, в которых они жили, работали, молились, являются безмолвными, но, в тоже время, говорящими свидетелями той эпохи, когда их обитатели ещё не числились в архивных списках предками нас – ныне живущих.

Идя по залам и коридорам старинных замков или особняков, ставших музеями, если повезло, гостиницами или офисами, за всей поселившейся в них современной мишурой, каким-то шестым чувством всё-таки ощущаешь изначальную душу здания, слышишь поскрипывание случайно уцелевших фрагментов аутентичных деревянных деталей интерьера, чувствуешь едва уловимый сыроватый сквозняк с лёгким подвальным запахом. А что же здесь было раньше? Как это выглядело? Нам катастрофически стало не хватать заполненных элементов исторической памяти, а, как известно, «незнающий прошлого не имеет будущего», и обречён вечно повторять ошибки предыдущих поколений.

Вообще, кому бы ни попало в пользование здание с грифом «культурное и историческое наследие», будь это государственная организация или приватный собственник, ему необходимо (негласно) присваивать почётное звание – «Хранитель души (название здания вписывается)», а гласно, налагать на него суровые обязанности Хранителя, Оберегателя и Содержателя в надлежащем виде, согласно действующему законодательству и со всей, вытекающей из него ответственностью. Кстати, Закон Украины «Об охране культурного наследия», с учётом последних поправок, и предполагает применение жёстких мер к недобросовестным пользователям исторической недвижимости, вплоть, до отъёма и принудительной продажи таковой. Прецеденты уже имеются.

Необходимо помнить, что только в Киеве за последние 20 лет разрушены и уничтожены десятки уникальных исторических зданий и сооружений, которые сделали бы честь любому европейскому городу. Власть и граждане! Уцелевшее необходимо сохранить если не себя, то хотя бы для потомков!
И тут самое время вспомнить о «врачевателях» уже упомянутой души архитектурных объектов, имеющих историческую и культурную ценность. Это квалифицированные архитекторы-реставраторы, которые так же, как и настоящие врачи исповедуют в своём деле основной принцип – «не навреди». Настоящий архитектор-реставратор, это не просто ремесленник, хорошо знающий своё дело, но и кропотливый исследователь, историк, археолог, искусствовед, человек, способный уловить мысли «первостроителей» и проникнуть в психологию заказчика здания. Это специалист, способный по разрозненным фрагментам орнамента, проявившегося за последующими слоями варварской штукатурки времён военного коммунизма, воссоздать неповторимый авторский рисунок и придать интерьеру изначальный оригинальный вид, вдохнув в него при этом новую жизнь.

Компаний, специализирующихся на проектах реставрации архитектурных шедевров прошлого, не так уж много на украинском рынке, хотя актуальность предоставляемых ими услуг возрастает с каждым годом. Примером является реализация знакового проекта по реставрации здания, много лет навевавшего уныние на гостей и жителей Киева по адресу: ул. Верхний вал, 28. Дом в 1893 году был построен по проекту известного киевского архитектора Николая Казанского. Заказчиком выступал один из крупнейших столичных домовладельцев — купец Яков Новиков.

Уникальное строение, много лет, после 1917 года, менявшее своё функциональное назначение и переходившее от одного пользователя к другому, в начале 2000-х стало, в конце концов, полностью не пригодным к дальнейшей эксплуатации и чуть было не перешло в разряд утраченных шедевров зодчества. И таких примеров, к сожалению, предостаточно.

Исходя из вышесказанного, хочется подчеркнуть, что на сегодняшний день владельцы и пользователи объектов архитектуры, имеющих статус исторического и культурного наследия, чувствующие себя настоящими гражданами, обязанными сохранить эту бесценную отчину и передать её будущим поколениям, уже не одиноки в этих своих стремлениях, и могут полагаться на квалифицированных специалистов, архитекторов-реставраторов, а главное, на свою совесть!