1910–1920-е годы подарили живописи, архитектуре, да и предметной среде несколько полезных импульсов. Прежде всего, художники того времени стали уходить от сюжетности и изобразительности. Что это означало? Да то, что художники авангарда искали новый ракурс, а порой просто пытались дорисовать новую картину мира, стараясь при этом не цепляться ни за что из прошлого, сознательно основываясь на образах и изобразительных принципах предшественников. Это было время наработки принципиально нового видения искусства, перевернувшее и раздвинувшее сознание не только художников, архитекторов, но и людей, созерцающих их творения.


Абстрактное искусство как новый этап вообще в развитии искусства авангарда Робер Делоне называл «великим процессом современности», направленным «от разрушения к созиданию». И разрушая привычные формы, художники расчищали место под фундамент для будущего архитектуры. Увы, современники не смогли по достоинству оценить новые веяния. А если и оценили, то недостаточно. Художественные опыты остались невостребованными, но пророческими. То был переходный период нашей эпохи, и хотя во всем мире конструктивизм уже цвел пышным цветом, в нашей стране в далекие 20-е годы до «небоскребного будущего» было еще далеко. А вот за пределами Советского Союза уже в конце 80-х конструктивизм начал обрастать новыми свойствами. Демонстративно обнажая не только работу архитектурных конструкций, но и инженерных коммуникаций, он постепенно перерос в новое направление – деконструктивизм.


РАЗРУШАЯ ПРИВЫЧНЫЕ ФОРМЫ, ХУДОЖНИКИ РАСЧИЩАЛИ МЕСТО ПОД ФУНДАМЕНТ ДЛЯ БУДУЩЕГО АРХИТЕКТУРЫ


По определению его теоретика Жака Дерриды, это не стиль, а метод, подход архитекторов к основам основ традиционного подхода к архитектуре как виду искусства. В архитектуре конструктивизма царит функционализм. Он приводит к созданию динамичных сооружений, состоящих из достаточно простых формальных элементов, совершенно лишенных привычного архитектурного декора, соединенных в соответствии с организацией внутреннего пространства и работой основных конструкций. Для деконструктивистских проектов характерны визуальная усложненность, изломанные формы, подчеркнуто агрессивное вторжение в городскую среду и перекрывающиеся поверхности – по контрасту с логикой и порядком, свойственными модерну. Цель стиля – демонстрация внутреннего содержания и функций объектов. Его формы одновременно открыты и замкнуты, он совмещает невозможное: разрушение и красоту, деление на части и соединение.


Нарушая все каноны архитектуры, деконструктивизм, несомненно, основывается на конструктивизме. Все мы помним закон диалектики – «единство и борьба противоположностей»! Деконструктивизм – это полифония, монтаж. Перенимая многое от конструктивизма, он наполняется новым звучанием. Но четко определить, где появляется разделяющая их грань, практически невозможно.
НИКТО НЕ ПОМНИТ, КТО ЗАПУСТИЛ ПРОЦЕСС ОБМЕНА ИДЕЯМИ. НО ЭТО ФАКТ – ЛИНИИ ПЕРЕХОДЯТ С ПОЛОТЕН И СТАНОВЯТСЯ РЕАЛЬНЫМИ


Так, в муках творчества, постоянном поиске и взаимном обмене энергиями и идеями развивалась и трансформировалась архитектура, превращаясь в современную и новаторскую. И русский авангард, конечно, сыграл свою роль в этом маскараде искусств. А нам осталось только взирать на результаты этого процесса. Наслаждаться созерцанием игр разума и творчества и находить новые доказательства того, что повсюду видны следы великих художников и великих замыслов. И видеть и жить в созданном ими пространстве спустя эпохи.