m+a global architects
m+a global architects - Делимся с вами тем, что нам интересно!

ВЫШЛА СТАТЬЯ ЭДВАРДА ХОДОРКОВСКОГО И ОЛЬГИ КРЖИЖЕВСКОЙ «ИСКУССТВО ВОПЛОЩЕННОЕ В АРХИТЕКТУРЕ»

Эдвард Ходорковский, коллекционер русской живописи 1920–1930-х годов, топ-менеджер международной архитектурной m+a global architects и искусствовед Ольга Кржижевская, рассказывают читателям журнала «дом&интерьер» о влиянии русского авангарда на развитие мировой архитектуры XX–XXIвеков. Еще пять лет назад мне бы и в голову не пришло, что сегодня я буду писать о русском авангарде в искусстве и мировой архитектуре. Волею судьбы за этот короткий срок я стал довольно неплохим экспертом в современной графике и живописи и возглавил департамент развития в большой международной архитектурной компании. И чем больше я начинал понимать абстрактную живопись, тем яснее я видел влияние этих работ на современную архитектуру. Живопись искусство довольно эмоциональное, экспрессивное и непредсказуемое, особенно в работах русских авангардистов («Русский авангард» стал явлением мировой культуры, уникальным в своем роде феноменом», – пишет Фридрих Дюрренматт.) Архитектура устроена иначе, она базируется на научных расчетах и законах геометрии и сопромата. Далеко не всегда то, что можно нарисовать на бумаге, возможно построить в металле и стекле. Скажем прямо, это было невозможно сделать еще сто лет назад, и только в наши дни, с развитием новейших технологий и новых материалов, строятся шедевры, которые были созданы в прошлом и позапрошлом веках. Так громко заявлять о прямом влиянии русского авангарда на современную архитектуру мы не станем, но поговорим о воздействии. Как архитектура сегодняшнего дня стала такой, какой мы ее видим, и как прослеживаются штрихи и детали русского авангарда там, где мы их не сразу замечаем.

1910–1920-е годы подарили живописи, архитектуре, да и предметной среде несколько полезных импульсов. Прежде всего, художники того времени стали уходить от сюжетности и изобразительности. Что это означало? Да то, что художники авангарда искали новый ракурс, а порой просто пытались дорисовать новую картину мира, стараясь при этом не цепляться ни за что из прошлого, сознательно основываясь на образах и изобразительных принципах предшественников. Это было время наработки принципиально нового видения искусства, перевернувшее и раздвинувшее сознание не только художников, архитекторов, но и людей, созерцающих их творения.
image
Любовь Попова, "Фигуры"
image
Фрэнк Гери. Здание Диснеевского центра, Лос- Анджелес, США

Абстрактное искусство как новый этап вообще в развитии искусства авангарда Робер Делоне называл «великим процессом современности», направленным «от разрушения к созиданию». И разрушая привычные формы, художники расчищали место под фундамент для будущего архитектуры. Увы, современники не смогли по достоинству оценить новые веяния. А если и оценили, то недостаточно. Художественные опыты остались невостребованными, но пророческими. То был переходный период нашей эпохи, и хотя во всем мире конструктивизм уже цвел пышным цветом, в нашей стране в далекие 20-е годы до «небоскребного будущего» было еще далеко. А вот за пределами Советского Союза уже в конце 80-х конструктивизм начал обрастать новыми свойствами. Демонстративно обнажая не только работу архитектурных конструкций, но и инженерных коммуникаций, он постепенно перерос в новое направление – деконструктивизм.
image
Лазарь Лисицкий. «Проун», 1920-е гг.

image
Дэн Пиис. Жилой дом, Сколково, РФ M+A Global Architects

РАЗРУШАЯ ПРИВЫЧНЫЕ ФОРМЫ, ХУДОЖНИКИ РАСЧИЩАЛИ МЕСТО ПОД ФУНДАМЕНТ ДЛЯ БУДУЩЕГО АРХИТЕКТУРЫ

image
Василий Кандинский. «Композиция», 1922 г.
image
Бьярке Ингельс. Жилые дома, Копенгаген, Дания

По определению его теоретика Жака Дерриды, это не стиль, а метод, подход архитекторов к основам основ традиционного подхода к архитектуре как виду искусства. В архитектуре конструктивизма царит функционализм. Он приводит к созданию динамичных сооружений, состоящих из достаточно простых формальных элементов, совершенно лишенных привычного архитектурного декора, соединенных в соответствии с организацией внутреннего пространства и работой основных конструкций. Для деконструктивистских проектов характерны визуальная усложненность, изломанные формы, подчеркнуто агрессивное вторжение в городскую среду и перекрывающиеся поверхности – по контрасту с логикой и порядком, свойственными модерну. Цель стиля – демонстрация внутреннего содержания и функций объектов. Его формы одновременно открыты и замкнуты, он совмещает невозможное: разрушение и красоту, деление на части и соединение.
image
Владимир Лемпорт. «Сияние»,
image
Йорн Утзон. Здание Оперного театра, Сидней, Австралия

Нарушая все каноны архитектуры, деконструктивизм, несомненно, основывается на конструктивизме. Все мы помним закон диалектики – «единство и борьба противоположностей»! Деконструктивизм – это полифония, монтаж. Перенимая многое от конструктивизма, он наполняется новым звучанием. Но четко определить, где появляется разделяющая их грань, практически невозможно.

НИКТО НЕ ПОМНИТ, КТО ЗАПУСТИЛ ПРОЦЕСС ОБМЕНА ИДЕЯМИ. НО ЭТО ФАКТ – ЛИНИИ ПЕРЕХОДЯТ С ПОЛОТЕН И СТАНОВЯТСЯ РЕАЛЬНЫМИ

image
Борис Турецкий. Сфера, 1970-е гг.
image
Heerim Architects, Визуализация здания отеля Кемпински в центре Баку 2050-х годов.

Так, в муках творчества, постоянном поиске и взаимном обмене энергиями и идеями развивалась и трансформировалась архитектура, превращаясь в современную и новаторскую. И русский авангард, конечно, сыграл свою роль в этом маскараде искусств. А нам осталось только взирать на результаты этого процесса. Наслаждаться созерцанием игр разума и творчества и находить новые доказательства того, что повсюду видны следы великих художников и великих замыслов. И видеть и жить в созданном ими пространстве спустя эпохи.
архитектура
Made on
Tilda