M+A GLOBAL ARCHITECTS В НОВОМ ВЫПУСКЕ ЖУРНАЛА COMMERCIAL PROPERTY
Статья Эдварда Ходорковского «Современные тенденции в организации офисного пространства» опубликована в новом выпуске журнала Commercial Property. Издание является ведущим в области коммерческой недвижимости Украины.
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ И ОФОРМЛЕНИИ ОФИСНОГО ПРОСТРАНСТВА
Тысячи ремесленников каждый год создают десятки тысяч безликих зданий, домов, офисов как две капли воды похожих друг на друга и не несущих миру ничего, кроме новых квадратных метров типовых помещений. Мне посчастливилось родиться в Киеве, и я помню, как ребенком часами ходил по улицам Печерска, Подола и Крещатика с моим дедом, который в 1950-е годы был председателем Горисполкома, а затем руководил укреплением склонов Днепра. Помню, как он знакомил меня с шедеврами киевской архитектуры и неосознанно прививал вкус и любовь к профессии.
Затем, через много лет, судьба забросила меня жить и работать в Вену, Рим, Лондон и, наконец, в различные города Соединенных Штатов Америки и Москву. В течение двадцати лет я наблюдаю, что нового происходит в жизни этих городов. Вена, Рим, Лондон и Чикаго становятся еще прекрасней, и каждый раз я замечаю, как бережно относятся к их истории архитекторы и власти, борясь с девелоперами за каждый старый кирпичик и не позволяя уродовать облик любимых городов. С другой стороны, я с болью в сердце вижу, как Киев превращается в нагромождение безвкусных разностильных высоток, уродливо торчащих и закрывающих виды на Киево-Печерскую Лавру и днепровские склоны, как Москва, теряя прелесть и уют, обрастает «точечными» торговыми центрами и офисными зданиями, к тому же огражденными заборами и шлагбаумами. Я не против прогресса и прекрасно понимаю необходимость в увеличении офисных площадей, однако как же нужно не любить свой город, чтобы в погоне за квадратными метрами «лепить» то, что строится в Киеве!
В выполненные нами проекты, мы стараемся вложить свою «архитектурную душу», придав им собственную идентичность. Многие из них получили золотые сертификаты LEED и номинированы на множество международных премий в таких категориях, как лучший интерьер, лучшая идея, лучшее «зеленое» проектирование.
Историческое наследие
Офис – пространство, в котором обеспечена благоприятная среда для работы офисных сотрудников. В традиционном советском понимании офис как таковой (или контора, если выражаться традиционно, хотя оба слова являются заимствованными) представлял собой набор комнат площадью 10-50 м2, расположенных по сторонам коридора, в каждой комнате размещалось несколько, как правило порядка 3-10 рабочих мест офисных сотрудников. Такой тип офиса сложился в СССР исторически, из-за традиционной коридорной системы итребований по естественному освещению, что приводило к размещению офисных рабочих мест у наружных стен здания, а сами здания были неглубокими в плане, исключая, таким образом, помещения удаленные от наружной стены и световых проемов. Офисы открытого типа, ставшие героями кинофильмов, такие как «Служебный роман», были скорее исключением из правила. Другим исключением могли быть офисы конструкторских бюро, где были попытки создать большие пространства для творческих коллективов.Однако если мы посмотрим на современный офис, то скорее всего это будет офис открытого плана, с другим расположением рабочих мест и вспомогательных пространств и с другой циркуляцией энергии, чем офис 20-30-летней давности. Ниже рассматриваются тенденции, которые привели к столь драматичным изменениям, их причины и некоторые будущие тренды.
Гуманизация офисного пространства
Не только в России, но в первую очередь на западе, произошло значительное изменения в тех функциях офиса, которые работодатель хочет предоставить своим работникам. Кроме рабочих мест и мест для приема пищи, офисное пространство все чаще наполняется местами и функциями, казалось бы отвлекающими сотрудника от работы. Сюда можно отнести места для расслабления и неформальных встреч, помещения, где можно в уединении поговорить по телефону, элементы фитнес-центра и даже игр (настольный теннис, мини-гольф). Изменение в структуре экономики, где объем выполненой работы уже не однозначно связан с проводимым за рабочим местом количеством времени, привел к гуманизации офисного пространства. Интенсификация информационных потоков (а информация – это главное сырье и продукт работы офиса) привела к изменению структуры труда, в которой сотрудник будет иметь более высокую производительность труда в комфортной обстановке, с частыми перерывами и сменой обстановки, чем будучи привязанным к своему столу с компьютером. Собственно сама работа уже не делается только сидя за столом, а творится даже в момент нахождения в кафе или уголке для расслабления. Мы видим, что эта тенденция, которая началась с офисов более высокого класса (руководство компаний, офисы онлайн трейдеров и т.д.) сейчас все более распространяется на офисы классом пониже.
Другой тенденцией в создании офисной среды, идущей к нам с запада, является стирание грани между пространством руководителей компании и местами простых сотрудников. На западе отдельные кабинеты руководителей сначала получили стеклянные перегородки, а теперь и вообще руководители часто оказываются в соседнем кубикле с рядовым сотрудником компании, причем касаться это может самых высоких руководителей. Ярким примером такого подхода является офис мэра Нью-Йорка Майкла Блумберга, чей рабочий стол находился в офисном пространстве открытого плана.
Бренд в офисном пространстве
Бренд в офисном пространстве за последние годы проделал огромный путь от логотипа в зоне рецепции до общего оформления офиса, использования корпоративных цветов и других брендовых элементов повсеместно. Причины этого лежат в изменении самой концепции бренда. От логотипа, направленного на клиентов бренд превратился в идеологию компании, обращенную не меньше, а даже больше на сотрудников компании. Что характерно, это изменение нашло свое отражение в офисной среде. Идеология и ценности компании теперь транслируются не только клиентам в зоне рецепции и переговорных, но также и сотрудникам в общей офисной зоне. Важной задачей является нахождение правильно баланса, чтобы трансляция бренда во внутреннее пространство офиса была ненавязчивой, нераздражающей сотрудников, не вступала в противоречие с концепцией гуманизации офисного пространства.
Экологичность офисного пространства
Другой тенденцией, активно набирающей силу, является экологичность офисного пространства, возмещение ровных стен, прямых линий и углов наличием природных элементов, нарушающих строгость прямых линий. Это может сказываться как в наличии простых комнатных растений, так и в более сильной интеграции естественной среды, собственно до переноса офиса в пространство, естественно созданного природой. В понимании многих российских читателей офис представляет собой здание преимущественно в центре города, часто многоэтажное, то есть некая комбинация «стекла и бетона». Конечно, именно таковыми и является большинство российских офисов, и в таком офисе также возможна организация элементов естественной среды. Однако на западе все большую популярность приобретают офисные комплексы, размещенные в пригороде, вписанные в зеленую среду. Как правило, такие комплексы обладают малой этажностью и их стиль позволяет использовать все преимущества природного окружения. Вероятнее всего эта тенденция будет возрастать и в российских городах с тем, как будут образовываться деловые кластеры и будут улучшаться общая транспортная доступность. Собственно, в Москве, такие известные и не стесненные в средствах компании как Майкрософт и Интел, выбрали для своих офисов не небоскрёбы Москва-сити и не шедевры точечной застройки внутри садового кольца, а малоэтажные здания в бизнес-парке в Крылатском, в окружении Москворецкого парка. И хотя бизнес-парк в Крылатском можно считать компромиссом между размещением офиса в зеленой среде и обычным городским офисом, но тенденция явно дает о себе знать.
Поскольку российскому читателю трудно представить себе офис в природном окружении, приведем пример кампуса американской компании «Боб Эванс» (рестораны и продукты питания), расположенного в пригороде города Колумбус, штат Огайо. Проект разработан компанией М+А Архитектс. Офис не просто расположен на выкупленной у фермера земле, а сам стиль и конструкция офиса являются удачным продолжением окружающей природы. На территории оказалась старая силосная башня, однако архитекторы не избавились от нее, а удачно вписали в благоустроенную территорию.
Территория комплекса продолжает тему зеленых пастбищ и садов, расположенных неподалеку. Садики, лужайки и дорожки между корпусами комплекса приглашают сотрудников ежедневно наслаждаться природой, что должно транслироваться в высокую продуктивность труда. Некоторые из зеленых подходов к проектированию сами напрашивались в проекте. Например, в саду будут расти фрукты, которые будут использоваться на кухнях для проб новых блюд.
Для сооружения зданий использовались металлоконструкции, которые во многом также выполняют декоративную функцию. Организующим элементом расположения здания стал яблоневый сад. В качестве основы зданий был заимствован стиль фермерского амбара, типичный для Огайо, но дополненный современным использованием больших стеклянных витражей. Это сочетание символизирует единство прошлого и будущего компании. Здания с запоминающейся формой содержат офисы, связанные с окружающей природой. Наружное оформление зданий использует стиль фермерского амбара, силосной башни, мельницы. Визуальная основа здания – отделка первого этажа из камня с фасадом второго этажа, состоящим в основном из стеклянных витражей. В оформлении присутствуют металлические панели и металлическая скатная кровля. На окнах применены наружные солнцезащитные устройства, уменьшающие попадание прямых солнечных лучей в помещение. Концепция «современного амбара» как нельзя лучше отвечает видению заказчика для корпоративного кампуса. Дизайн соединяет в себе традиционные формы сельской архитектуры и вовлекает их в диалог современным офисным стилем. Такой стиль можно назвать креативным прагматизмом – способ использования традиционного стиля и его элементов для создания современного пространства.
Кроме того, масштаб офиса все больше приближается к масштабу человека. В противовес небоскребам где сотрудники несутся в скоростном лифте как селедка в бочке, тенденции гуманизации и экологичности офисов подталкивают к созданию сооружений меньшего масштаба, разбиению офисного комплекса на относительно маленькие логические элементы – здания или кластеры.
Другой тенденций на западе является активное использование естественного освещения. В этом смысле западные коллеги догоняют российских. Со времен дикого капитализма на западе было выгоднее построить здание глубокое в плане, с минимальным количеством наружных стен и окон. Нормальной являлась ситуация когда внутренние рабочие места и кабинеты вообще не имели естественного освещения. Однако сейчас все больше осознается польза дневного света и архитекторы делают все возможное для того чтобы свет проникал как можно глубже в объем зданий. Этому способствует как изменение формальной нормативной базы на западе, так и все возрастающее влияние такого «зеленого» стандарта как LEED, где даются баллы за естественное освещение офиса, что позволяет офису быть сертифицированным по этой системе.
Историчность, урбанизация и эксцентричность офисного пространства
В отличие от ситуации, когда обстановка офиса должна была соответствовать концепции некой коробки с рабочими местами, мы наблюдаем тенденцию разрушения стиля прямоугольных в плане помещений с потолком на одной отметке в противовес созданию принципиально иной атмосферы. В офисах передовых компаний делается все для того чтобы разрушить в сотруднике ощущение нахождения в
замкнутом пространстве, в «четырех стенах», разорвать монотонность среды. Одним из инструментов этого является использование исторических элементов здания (если офис находится в старом здании) или даже привнесение таких элементов извне, если офис располагается в новом здании. Открытые стены из старого кирпича, старые металлоконструкции и даже деревянные конструкции теперь активно оставляются открытыми и подчеркиваются в офисном пространстве. Одним из примеров является офис компании Тюрнер Констракшн.
Офис расположен в здании старого склада матрацев и заказчик и архитектор сразу увидели потенциал здания. Открытые деревянные балки и перекрытия создают неповторимую теплую атмосферу в офисе. Традиционность и современность… вот с какой задачей мы столкнулись с процессе разработки этого проекта. Заказчик хотел, чтобы новый офис олицетворял силу и традиции компании с одной стороны, и устремленность в будущее — с другой. Старый офис компании был очень традиционным, и заказчику нравится ощущение, которое дает настоящее дерево и та упорядоченность во всем, которая сопутствует этому стилю. Но заказчик не хотел, чтобы клиенты чувствовали, что компания застряла в прошлом, а наоборот — увидели компанию современной и инновационной. Компромисс состоял в том, что наружные стены и потолок несли в себе традиционный характер, а помещения переговорных — более современный тон. Традиционный стиль отражает многолетнюю историю и стабильность их компании, в то время как современный интерьер — будущее компании. Проект офиса компании «Тюрнер Констракшн» был удостоен премии «Office next» в 2013 году в Москве.
Использование дерева существенно отличает западные проекты от Российских. Исторически так сложилось, что деревянные конструкции у российских архитекторов вызывают несколько брезгливые чувства, ассоциации с прошлым, с ненадежными строениями 19-го века. Архитекторы с удовольствием выставляют напоказ старую кирпичную стену, но не умеют использовать исторические деревянные конструкции.
В целом же пространство потолка является отдушиной, в которой архитектор позволяет себе изменить обстановку в офисе. В последнее время потолок типа «армстронг» или обычный гипсокартон активно теряют свои позиции урбанистическому стилю, когда все инженерные коммуникации и конструкции здания остаются открытыми, что само по себе зрительно увеличивает пространство и подчёркивает тенденцию отхода от традиционной концепции стены-потолок. Однако применение этого требует хорошего навыка. Бездумное применение приводит к ощущению незаконченности офиса, запылённости верхней зоны, шума и опасности, исходящей от инженерн
ого оборудования. Типичными ошибками являются организация таких потолков в маленьких по площади пространствах или неправильное цветовое решение, часто подталкивающего архитектора окрасить верхнюю зону в светлый или белый цвет. Ниже мы приводим пример удачного использование урбанистического потолка. Темно-серый цвет удачно вписывается в общую цветовую гамму офиса, создается чувство высокого и недавящего пространства. В приведенном примере потолочное пространство не перегружено множеством инженерных коммуникаций, они упорядочены, что создает спокойную и непринужденную обстановку.
Наравне с брендовостью, современный офис старается стать изюминской, стать запоминающимся, стать тем, чем простые сотрудники могут похвастаться перед своими коллегами из других офисов. Эксцентричные элементы все больше находят свое применение, среди них необычно оформленные места для неформальных встреч, переговорные, зоны циркуляции. Собственно сам объем офиса, по возможности, отходит от этажной системы и дополняется наличием атриумов, мезонинов, внутриофисных лестниц открытого типа, двухсветных пространств и т.д.
Таким образом, офис становится средой, где не только расходуется, но и восполняется жизненная энергия находящихся в нем людей, удовлетворяются их социальные и эстетические потребности. Как никогда возрастает роль архитектора как создателя атмосферы. Он все плотнее сотрудничает с разработчиками бренда, все больше возникает потребность в тесной коллаборации с заказчиком для выяснения жизненных приоритетов компании, их реализации в офисном окружении.