Этим постом мы открываем новую рубрику «Великие архитекторы». И, конечно же, начнем с великого Андреа Палладио.
На протяжении уже почти пяти столетий не было в искусстве
архитектуры ничего более актуального, чем этот сверх-зодчий. Его
имя стало мифом. В истории искусства Палладио занимает то же
место, что Ле Корбюзье для конструктивизма, а Гауди для модерна:
он привёл к финальному знаменателю искания Ренессанса,
выразив заветные идеи итальянских гуманистов языком
архитектуры, - это "гуманизм, воплощённый в камне".
Палладио заставил ожить забытое зодчество античности, и
зазвучать по-новому. Мало того, ему удалось создать канонический
стиль, распространившийся впоследствии по всему миру: не только
в Англии или Новом Свете отдавали и отдают дань его гению, но и
ампирная Москва и Санкт-Петербург, и "дворянские гнёзда" в
русской глубинке - всё это идёт прямиком от идей Палладио,
"архитектора всех времён и народов".
Именно его стиль сформирует облик новой европейской цивилизации. Недаром все
постройки Палладио объявлены историческим "достоянием
человечества" и включены в Word Heritage List (список объектов
Всемирного наследия).
Самые известные творения Палладио, его виллы, сосредоточены
по землям Венецианской провинции. По ним можно научиться
расшифровывать непростой язык классической архитектуры: в
каждом здании разглядеть не бессмысленное нагромождение
камня, а стройную мысль его творца и мир его идей.
Шедевром Палладио является вилла Альмерико-Капра («Вилла
Ротонда») в Виченце (проект 1556 года) — первая светская
постройка эпохи Возрождения, увенчанная куполом.
Палладио не использовал правило золотого сечения, но
принцип пропорционирования создает впечатление абсолютной
гармонии. Палладио остроумно и тактично обходится с мотивами
древнеримской архитектуры, изученной им в Риме по трактатам
древних греков, обыгрывая сочетания колонн разной высоты и
разных ордеров.