Определение и семантика термина «дигитальная архитектура»
Итак, для начала следует разобраться в названии и его происхождении. Термин «дигитальная» в своей структуре содержит английское «digital», что в дословном переводе означает «цифровой», «электронно-счетный», «вычислительный», «численный», а так же «дискретное моделирование». При более подробном раскрытии термина, можем облечь его суть в следующую форму: «дигитальная архитектура» − это совокупность архитектурных объектов, созданных с использованием компьютерных технологий так, что без этих технологий сами объекты существовать не могут. Подобный подход ярко характеризует эпоху его появления, ведь начало девяностых годов двадцатого столетия – это время поисков не только новых возможностей для самовыражения, но так же и способов формообразования. Во главу угла ставится развитие науки и техники и, как следствие, компьютерные технологии становятся основным инструментом в выборе методов для тогда еще нового дигитального метода.
Еще одно определение, которое уместно было бы привести в данном разделе, звучит следующим образом: «дигитальная архитектура» — это особое направление архитектуры, которое осваивает сложные математические основы и новые динамические принципы формообразования.
Таким образом, дигитальность, как способ объективизации современного мира, ˗ это математическая абстракция, отражающая математические принципы нелинейности, которые лежат в основе некоторых понятий и дисциплин математического знания таких как: теория хаоса, фрактальная геометрия, тригонометрия, дифференциальная геометрия, интегральные и дифференциальные уравнения и т.д.
Идеи и принципы дигитальной архитектуры
Очевидно, что в столь стремительно развивающемся мире продуктом дигитальных технологий становится фактически вся среда, которая окружает человека. Основными формообразующими принципами выступают технические возможности компьютера и мультимедийные технологии. Дигитальная архитектура отрицает симметрию, создает впечатление нестабильности, легкого хаоса и неравномерности, а так же создает такую форму, которая не может быть подчинена декартовой системе координат.
Главная идея – идея свободной формы движения. Создание гибкости и согласованности в реальном проектировании достигается посредством применения стремительно развивающихся BIM технологий. Архитектор получает невероятно широкие возможности в отношении проектирования сложных пластичных форм и проведения комплексного анализа объекта благодаря современным компьютерным технологиям. Сегодня именно дигитальное проектирование смогло стать тем связующим звеном, которое соединило информационные технологии в проектировании с производством и смогло стать новой стратегией взаимодействия между производителем и потребителем.
Методы и приемы дигитального проектирования
Таким образом, нелинейная архитектура обращается к сложно-упорядоченным системам, аналоги которых можно видеть в природе. Данные системы отличаются уникальностью, богатством и разнообразием форм, при этом выстроены гармонично и рационально. Справедливо будет отметить, что привычным геометрическим объемам и принципам классической архитектуры противопоставляются новые динамические и гибкие объекты нелинейной архитектуры: волны, складки, сплайновые поверхности. Именно BIM технологии становятся главным помощником для архитекторов создании гибкости, а так же согласованности форм.
Что же послужило толчком к реализации проектов, которые раньше рассматривались как невозможные? Разумеется, технологический прогресс и появление новых строительных материалов, конструкций и технологий. Развитие промышленной робототехники. Возможность воплощения в жизнь сложных форм вызвана появлением «умных материалов»: запоминающих форму (программируемые материалы), фотохромных (меняющие цвет в зависимости от окружающей среды), электроактивных, композитных и других. Широкое применение для реализации нелинейных форм находят биметаллы, акриловый камень, стеклопластик, фибробетон, светопрозрачные конструкции и т.д. Ограничения, связанные со стандартизацией и сложностью переноса объектов из виртуального пространства в физическое, удалось преодолеть благодаря использованию новейших технологий строительного производства: 3D печать, ЧПУ лазер, промышленные роботы.
Принято выделять семь методов моделирования в дигитальной технологии:
- Комбинаторное моделирование (параметрический метод) – моделирование/проектирование с использованием параметров элементов модели и соотношений между этими параметрами. Данный метод позволяет за короткое время проанализировать конструктивные схемы и избежать ошибок;
- Сценарный метод моделирования — моделирование, основанное на манипуляции кодом;
- Морфинг – технология в компьютерной анимации, визуальный эффект, создающий впечатление плавной трансформации одного объекта в другой;
- Топологический морфогенез — основой формы являются ее непрерывные деформации и неизменяемость формы;
- Нанокинетическое моделирование – кинетические, интерактивные и информативные оболочки, т.е. механические системы, где ведущими являются физические реакции конструктивных систем;
- Аналоговое моделирование архитектурной формы — моделирование на основе аналогов – фитоморфных, антропоморфных, и других объектов;
- Пластицизм или пластические трансформации цифровых моделей — метод основан на моделировании трансформаций форм с физическими свойствами (воздух, жидкости) [2].
Пальма первенства среди стран с наибольшим количеством построек по дигитальному методу заслуженно принадлежит Азии, в частности Китаю.
Еще одним ярким примером могут послужить Объединенные Арабские Эмираты и Саудовская Аравия.«Слепая зона» дигитальной архитектуры
Помимо всех вышеперечисленных преимуществ данного метода проектирования, дигитальное моделирование имеет ряд недостатков. К ним относятся:
- отсутствие отчетливого авторского почерка (за исключением архитекторов, прочно завоевавших известность именно в данной отрасли);
- внедрение и ассимиляция дигитальной среды в традиционную;
- эстетическое восприятие дигитальной архитектуры (субъективно);
- уровень востребованности в различных странах.
В мире дигитальная архитектура на данный момент приобретает всё большее распространение и популярность. Однако в странах СНГ и в России в частности такая архитектура пока остаётся новым и неизвестным направлением. Разумеется, в рамках постсоветского пространства полный переход всех отраслей производства и проектирования по методу нелинейной архитектуры будет возможен только по прошествии не одного десятка лет. Но, не смотря на то, что использование дигитального метода проектирования началось сравнительно недавно, дигитальные технологии уже изменили характер архитектуры, и однозначно будут менять его в дальнейшем.
В статье использованы материалы:
- Добрицина И. А. Первые опыты нелинейной архитектуры : дис. канд. арх. наук : 18.00.01 / Добрицина Ирина Александровна – Москва, 2007. – 150 с.
- Корниенко Д.А., Челноков, А.В. Методы формообразования в дигитальной архитектуре // Вестник Приднепровской государственной академии строительства и архитектуры, 2013. № 6. С. 25–29
- Добрицына И.А. От постмодернизма – к нелинейной архитектуре: Архитектура в контексте современной философии и науки. — М.: Прогресс-Традиция, 2004. — 416 с.