m+a global architects
m+a global architects - Делимся с вами тем, что нам интересно!

ВЕЛИКИЕ АРХИТЕКТОРЫ СОВРЕМЕННОСТИ: ОСКАР НИМЕЙЕР


Оскар Нимейер умер в 2012 году в возрасте 104 лет, оставив после себя более 400 зданий в 18 странах мира. Современный облик столичного Бразилиа во многом его заслуга. Его имя стало синонимом нового бразильского зодчества. За 80 лет своей работы он создал архитектурный облик двух крупнейших бразильских городов — Рио и Бразилиа, оставив в прошлом устаревший колониальный стиль, столь привычный для Латинской Америки.

Бразилия — единственная латиноамериканская страна, где в XX веке сложилась яркая и своеобразная школа современной архитектуры, получившая международное признание. Будучи убежденным коммунистом, Оскар Нимейер на удивление мало занимался социальными проектами, сосредоточившись на новаторских формах и художественной работе с пространством. Его любовь к «чувственным кривым» заразила самого Ле Корбюзье и изменила картину послевоенного модернизма в целом. Он был настоящим «поэтом архитектуры», только вместо слов он использовал бетон, стекло и металл. Изогнутые линии его сооружений навеяны чувственными изгибами форм бразильских женщин.

Инопланетные мотивы в архитектуре Нимейера породили легенды о его «неземном происхождении», которые он охотно поддерживал. Фантастические теории подкреплялись невероятной по земным меркам работоспособностью и плодовитостью архитектора. 

Нимейер построил город будущего Бразилиа, новую столицу своей страны практически с нуля. Архитектурный комплекс внесен в лист Всемирного наследия ЮНЕСКО, где стал самым молодым в списке. В 1956 году новый президент Бразилии Жуселину Кубичек решил перенести столицу из Рио-де-Жанейро в Бразилиа. Новый город строился фактически на голом месте. Разработать и воплотить амбициозный проект было поручено Лусио Коста и Оскару Нимейеру. Коста создал генплан, а Нимейер основные общественные здания. В их числе — Дворец правосудия, Министерство иностранных дел, президентскую резиденцию и визитную карточку Бразилиа — Дворец национального конгресса. Форма здания символизирует две палаты бразильского парламента. Нижняя и верхняя палаты заседают внутри белых полусфер, их разделяют административные башни. 
Проект был реализован за рекордные четыре года (1956—1960) и стал прорывом в архитектуре модернизма, переосмыслившим сам концепт государственного учреждения.

Принципиальная новизна подхода состояла в слиянии утопического и монументального: глядя на перевёрнутые белые чаши и две параллельные колонны, можно подумать, что внутри этого космического здания находится галерея современного искусства или художественный университет, но уж точно никак не скучные бюрократические коридоры Национального конгресса Бразилии.

То же можно сказать и о кафедральном соборе в виде воздетых к небу рук, в котором неподготовленный зритель вряд ли распознает религиозное сооружение. И уж тем более сложно поверить, что все эти пластичные и текучие конструкции построены из монолитного железобетона.

К самым известным зданиям, которые Нимейер спроектировал в Бразилиа, относятся Дворец Национального конгресса, Дворец правительства, Министерство юстиции, Дворец Верховного суда, Дворец рассвета, Кафедральный собор. После провозглашения Бразилиа новой столицей Нимейер подал в отставку с поста главного зодчего правительства и вернулся к жизни частного архитектора.

Он скончался 5 декабря 2012 года, не дожив всего десять дней до своего 105-летия. Незадолго до этого он удивил всех необычной коллаборацией с молодежной маркой Converse, для которой архитектор разработал авторский дизайн кед.
Обувь украшал рукописный стихотворный текст его собственного сочинения: «Не прямой угол привлекает меня и не прямая линия, жесткие и негибкие, созданные человеком, но свободные и чувственные кривые, что нахожу я в гористом пейзаже моей страны, в излучинах ее рек, в изгибах тела любимой женщины».



архитектура
Made on
Tilda